Размер шрифта: Цветовая схема: Изображения:
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Заказ билетов по телефону: 32-78-26 с 9:00 до 24:00

Вход / Регистрация

14 июля в истории кино.

Интерес к театру и кино проявился у Бергмана ещё в детстве. В 1937 году Бергман поступил в Стокгольмский университетский колледж (позже переименован в Стокгольмский университет), где изучал литературу и историю искусств. Учебе он уделял мало времени, посвящая все свое время театральной деятельности молодежного клуба.

В 1942 году одна из пьес Бергмана была поставлена в Студенческом театре и получила положительный отзыв в газете «Свенска дагбладет». На спектакль обратили внимание Карл Андерс Дюмлинг, руководитель киностудии «Svensk Filmindustri» и Стина Бергман, заведующая сценарным отделом. Вскоре Бергман получил работу в киностудии, занявшись редактированием чужих сценариев и написанием собственных. Один из сценариев Бергмана под названием «Травля», основанный на воспоминаниях о своих школьных годах, привлек внимание Виктора Шёстрёма, который передал сценарий режиссёру Альфу Шёбергу. Фильм был снят в 1944 году. Ингмар Бергман присутствовал на съемочной площадке в качестве помощника режиссера, и Шёберг поручил ему самостоятельно срежиссировать несколько сцен.

Во время съемок «Травли» Бергман получил предложение возглавить пришедший в упадок Городской театр Хельсингборга. Он нанял новую труппу и за год сумел вывести театр из кризиса. Летом 1946 года Ингмар Бергман приступил к своей первой работе в качестве кинорежиссера – съемкам фильма «Кризис». Сценарий был написан им по пьесе датского драматурга Лека Фишера «Мать-животное». Фильм провалился в прокате, что вызвало недовольство со стороны руководства «Свенск Фильминдустри». На помощь Бергману пришел продюсер Лоренс Мармстедт, пригласивший его снять фильм «Дождь над нашей любовью» по пьесе норвежского драматурга Оскара Бротена, «Дождь над нашей любовью» стал первым фильмом режиссера, снятым под влиянием поэтического реализма, в частности – работ французского режиссёра Марселя Карне.

Осенью 1946 года Бергман начал работать в муниципальном театре Гётеборга. Он искал возможность самостоятельно экранизировать собственные сценарии, но продюсеры были заинтересованы лишь в покупке сценариев. В 1947 году к Бергману снова обратился Лоренс Мармстедт с предложением экранизировать пьесу Мартина Сёдерйельма  «Корабль в Индию». Фильм был представлен в конкурсной программе второго Каннского кинофестиваля, но не добился успеха. Продолжая заниматься постановкой спектаклей в театре и на радио, осенью 1947 года Бергман снимает свой четвертый фильм под названием «Музыка в темноте» о потерявшем зрение пианисте. Фильм оказался коммерчески успешным и был номинирован на главный приз Венецианского кинофестиваля.

Фильм 1949 года «Тюрьма» стал шагом вперед для Бергмана. Благодаря финансовой поддержке Мармстедта ему удалось создать свою первую по-настоящему авторскую картину.

В 1950 году выходит «Летняя интерлюдия», которую сам Бергман относил к числу важнейших своих работ. «Тогда я впервые обнаружил, что работаю совершенно самостоятельно, что у меня есть свой стиль, что я создал наконец собственный фильм со своим особым обликом, которого никто не повторит. Этот фильм не похож ни на чей другой. Это было мое первое по-настоящему собственное произведение» – говорил он в конце 60-х.

Весной 1952 года режиссер снимает комедийную драму «Женщины ждут», в которой представлены истории замужества четырёх сестёр, а ещё через месяц начинает съёмку картины «Лето с Моникой» о молодой паре, чей летний роман закончился беременностью и несчастливым браком. Главную роль сыграла малоизвестная на тот момент Харриет Андерссон, которая снялась еще в восьми фильмах Бергмана, в том числе в таких известных картинах как «Сквозь тусклое стекло» и «Шёпоты и крики».

Летом 1955 года была снята комедия «Улыбки летней ночи». Поначалу фильм не пользовался успехом у шведской аудитории, руководство киностудии было крайне разочаровано, но неожиданно Бергману улыбнулась удача — в следующем году фильм получил специальный приз Каннского фестиваля, что способствовало повышению международного спроса. Успех «Улыбок летней ночи» позволил Бергману снять картину, ставшую впоследствии одной из самых известных его работ — «Седьмую печать». Сюжет фильма вдохновлён фреской «Смерть, играющая в шахматы» в церкви Тёбю. Действие происходит в средневековой Швеции. Рыцарь и его оруженосец возвращаются домой из крестового похода и застают эпидемию чумы. Рыцарю является Смерть в образе мужчины в черных одеждах, и он предлагает Смерти сыграть партию в шахматы. Рыцарь и оруженосец путешествуют по объятой чумой стране, встречают различных персонажей и ищут ответы на вопросы о смысле жизни, сущности смерти и существовании Бога. В конце фильма всех, кроме бродячего артиста с женой и маленьким ребёнком, забирает Смерть.

Фильм был снят с небольшим бюджетом и всего за тридцать пять дней во дворе киностудии. Премьера «Седьмой печати» состоялась зимой 1957 года, фильм получил множество положительных отзывов от шведских кинокритиков и послужил поворотной точкой в карьере 27-летнего Макса Фон Сюдова, исполнителя главной роли, и самого Бергмана, прочно вошедшего в первый ряд кинорежиссеров своего времени. В том же году «Седьмая печать» получила специальный приз в Каннах.

В том же году был снят получивший множество наград фильм «Земляничная поляна». Главная роль пожилого профессора, вспоминающего ошибки своей жизни, стала последней для 78-летнего наставника Бергмана, Виктора Шёстрёма. Фильм получил главный приз на Берлинском кинофестивале и приз за лучший иностранный фильм от американского Национального совета кинокритиков.

Позже выходит знаменитый «Девичий источник», снятый на основе народной баллады «Дочери Тёре из Вэнге». Сам Бергман не придавал большого значения этому фильму, называя его «убогим подражанием Куросаве», но картина получила «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке и специальные призы Каннского фестиваля и «Золотого глобуса». С «Девичьего источника» начинается систематическое сотрудничество режиссёра с кинооператором Свеном Нюквистом.

В 1960 году на острове Форё режиссер снимает «Сквозь тусклое стекло», первый из серии трех камерных фильмов. которую критики позже назовут «трилогией веры» (к ней относят последующие две картины – «Причастие» и "Молчание). «Сквозь тусклое стекло» повествует о непростых отношениях больной шизофренией женщины с мужем, отцом и младшим братом принес Бергману специальный приз Берлинского фестиваля и второй «Оскар». «Причастие», второй фильм трилогии, был снят в конце 1961 года. В центре сюжета – провинциальный пастор, который переживает потерю веры, но не оставляет свой пост. В следующем году Ингмар Бергман снял «Молчание» – фильм о конфронтации двух сестер, воплощающих чувственную и интеллектуальную стороны личности. Выход «Молчания» на экраны вызвал скандал в прессе из-за наличия откровенных по тем временам сцен.

После выхода «Молчания» Бергман стал настоящей знаменитостью в Швеции, и размер его гонорара достиг высокой по тем времена отметки в 35 тысяч долларов.

В 1965 году Ингмар Бергман во время восстановления после перенесённого воспаления лёгких написал сценарий камерной экзистенциальной драмы «Персона». Главные роли сыграли Биби Андерссон и норвежская актриса Лив Ульман. Бергман принимает решение уйти от Кяби Ларетай и поселиться на острове Форё вместе с Ульман. В 1967 году фильм получил сразу несколько наград от Национального общество кинокритиков США: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Со временем «Персона» стала одной из самых обсуждаемых работ Бергмана.

В 1968 году на экраны вышли «Час волка» и «Стыд». Оба фильма были отмечены призом за лучшую режиссуру Национального общества кинокритиков США. Осенью была завершена съёмка картины «Страсть», которую позже критики отнесут ко второй трилогии Бергмана вместе с «Часом волка» и «Стыдом».

В основе сюжета фильма 1972 года «Шёпоты и крики» лежит история о трех сестрах, одна из которых долго и мучительно умирает. Работа над фильмом далась Бергману с большим трудом из-за финансовых трудностей. Режиссеру пришлось использовать собственные средства и занять средства у Киноиститута. Чтобы окупить этот фильм и найти средства для продолжения работы над «Сценами из супружеской жизни», Бергман в течение года безуспешно пытался найти дистрибутора в США. В итоге фильм был выпущен на экраны в конце 1972 года компанией Роджера Кормана, знаменитого «короля фильмов категории B». Премьера прошла с большим успехом, фильм выдвигался на премию «Оскар» в четырех номинациях и в итоге получил несколько престижных наград.

Премьера «Сцен из супружеской жизни», шестисерийного мини-сериала о двадцати годах непростого брака, состоялась на шведском телевидении весной 1973 года. Очередной камерный фильм, в котором роли супругов исполнили Лив Ульман и Эрланд Юзефсон, был хорошо принят шведской телевизионной аудиторией и кинокритиками. В 1976 году выходит драма «Лицом к лицу» о женщине-психиатре, постепенно раздавленной собственной душевной болезнью. Как и в случае со «Сценами из супружеской жизни» фильм был сначала выпущен как мини-сериал для шведского телевидения, а затем был смонтирован сокращенный вариант для зарубежных кинотеатров. Картина «Лицом к лицу» не имела успеха, но внимание критиков обратила на себя исполнившая главную роль Лив Ульман, которая была номинирована на несколько премий, и в итоге получила приз Национального совета кинокритиков США.

Действие вышедшего на экраны в 1977 фильма «Змеиное яйцо» происходит в Берлине 1920-х годов, съёмку проводят в Мюнхене, куда на несколько лет переселяется Бергман. «Змеиное яйцо» обернулось неудачей – фильм упрекали в недостаточной проработке персонажей. Но через год Бергману удалось вернуть расположение критиков – «Осенняя соната», камерная драма о взаимоотношениях матери и дочери с Лив Ульман и Ингрид Бергман в главных ролях получила несколько престижных наград.

14 июля 1978 года Бергман отмечает свой 60-летний юбилей в своём доме на острове Форё. На любимом острове он проводит почти весь следующий год, где пишет сценарий к фильму «Фанни и Александр». В этом же году Шведский институт кино учреждает «приз Ингмара Бергмана» за достижения в области кинематографа. Осенью режиссер едет в Мюнхен для работы над фильмом «Из жизни марионеток», историей расследования убийства и его психологических причин.

Фильм «Фанни и Александр» стал самым масштабным проектом Бергмана – на съемки ушло полгода и 6 миллионов долларов. Действие фильма происходит в начале XX века, в центре сюжета – судьба двух детей, брата и сестры. Многосерийная версия была показана по шведскому телевидению в Рождество 1982 года и пользовалась большим успехом. В других странах демонстрировалась сокращённая киноверсия, которая собрала большое количество наград: четыре «Оскара», премии BAFTA, «Сезар», «Давид ди Донателло», «Золотой глобус» и другие.

После работы над «Фанни и Александром» Бергман принимает решение оставить большое кино. В 1980-е он снял два телефильма – «После репетиции», камерную картину о взаимоотношениях театрального режиссера и актрисы, и «Благословенные».  В 1987 вышла «Латерна Магика», автобиографическая книга о детских воспоминаниях, ранних постановках и фильмах. В 2003 году на экраны выходит продолжение «Сцен из супружеской жизни» – фильм «Сарабанда».

Ингмар Бергман скончался во сне на 90-м году жизни 30 июля 2007 года в своем доме на острове Форё, в один день с другим известным кинорежиссером, Микеланджело Антониони. Похороны состоялись 18 августа на кладбище возле местной церкви.

Источник: eisenstein.ru

Дата публикации: 14.07.2020 в 13:39

наверх